Сейчас вы просматриваете новость Иконы Древней Руси, данная новость входит в категорию
в которой вы сможете найти все по теме данного материала.
Сейчас вы сможете скачать Иконы Древней Руси бесплатно и без регистрации. После скачивания не забудьте оставить коментарий)
Сборник репродукций икон древнерусского письма, основанных на византийской традиции.
Иконы
Со времен петровской реформы и вплоть до начала 20 века иконами почти никто не интересовался. Во всяком случае, их художественные достоинства оставались незамеченными. Большинство старых икон было покрыто металлическими окладами, вековыми записями и копотью, и потому невозможно было их рассмотреть. Открытие древнерусской иконописи - это предмет законной гордости прошлого столетия.
Икона - это не картина, в иконе воспроизводится не то, что художник имеет перед глазами, а некий прототип, которому он должен следовать. Почитание иконы вытекает из почитания прототипов. К иконам прикладываются, ждут от них исцеления.
Русские люди издревле считали свою землю "уделом Богоматери" С первых шагов христианской веры по русской земле Богородица заняла важнейшее место в их духовной жизни. Как почти нет молитвы, в которой бы не упоминалось её имя, так не было православного дома, где не хранился бы её Образ. На защиту и утешение Богоматери человек уповал от рождения и до смерти, к её Образу обращался, пытаясь отыскать путь к постижению высочайших духовных ценностей и смысла бытия.
икона "Умягчение злых сердец". Россия, "золотофонка", вторая половина XIX века. Размеры: 15,5*17,5см
Эту икону называют еще «Симеоново проречение». Как повествует евангелист Лука, праведному старцу Симеону Богоприимцу было предсказано Духом Святым, что не умрет он, пока не увидит Мессию. И вот когда родители на сороковой день после рождения Младенца принесли Его в Иерусалимский Храм, пришел туда «по вдохновению» и Симеон, взял Младенца на руки (откуда и прозвание Богоприимец) и произнес знаменитые слова, которыми с тех пор завершается каждая служба вечерни и известные как Молитва святого Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром…» После же он благословил святого Иосифа и Пречистую Матерь Спасителя и обратился к Марии с тем самым Симеоновым проречением: «се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, —да откроются помышления многих сердец». Подобно тому как Христа пронзят гвоздями и копием, так и душу Пречистой поразит некое «оружие» печали и сердечной боли, когда узрит Она страдания Сына; после же откроются скрытые доселе помышления (о Мессии) людей, которым предстоит сделать выбор: с Христом они или против Него. Такое толкование Симеонова пророчества и стало предметом нескольких «символических» икон Богородицы. Все прибегающие к ним с молитвою чувствуют, что при умягчении сердца облегчаются страдания душевные и телесные, и сознают: когда молятся пред этими образами за врагов своих, тогда смягчаются их враждебные чувства, уступая место милосердию, утихают междоусобная брань и вражда.
Образ «Умягчение злых сердец» происходит, по всей видимости, из Юго-Западной Руси, однако исторических сведений о нем, к сожалению, не было никогда и никаких; неизвестно даже, где и когда икона явилась. Пречистая «Умягчение злых сердец» пишется с вонзенными в Ее сердце мечами – по три справа и слева, один снизу. Число «семь» в Священном Писании обычно означает полноту, избыточность чего-либо, а в данном случае – полноту и бескрайность того горя, печали и «болезни сердечной», которые испытала Богородица во время Ее земной жизни. Иногда на коленях Пречистой Девы пишется еще и Предвечный Младенец.
икона "Пресвятая Богородица"
Размер иконы: 32*37см
Икона «Божией Матери «Знамение». Россия, конец XIX, начало ХХ века. Подокладница. Масло, дерево. Размеры:18*22,5см
Преславное чудо от иконы Пресвятой Богородицы в Новгороде было в 1170 году. Суздальский князь Андрей Боголюбский задумал образовать на севере русской земли одну державу и хотел одним ударом сокрушить силу новгородскую. Князья смоленский, муромский, полоцкий и рязанский спешили с своими дружинами принять участие в войне князя Андрея с Новгородом; "мало не вся земля русская совокупися, единых бо князей тогда бяше 72", так говорит древний летописец. "Горе побеждённым!" изрек вперёд могущественный князь суздальский, и вместе с союзниками заранее делили между собою богатые области новгородские и расхищали сокровища древнейшей столицы Рюрика. Но сам князь Андрей заболел и остался во Владимире, а сына своего Мстислава, покорителя стольного Киева, послал вместо себя предводительствовать войсками. С 25 февраля соединённые войска окружили город, и начали кровопролитные приступы. Новгородцы видели силу врагов и, изнемогая в неравной борьбе, всё упование возлагали на Господа, Пресвятую Богородицу и на молитвы своего архипастыря Иоанна, в иночестве Илии. Церкви были отворены; юноши и мужья умирали на стенах города; дети, жёны и старцы плакали и молились в церквах, - все решили защищаться насмерть. Святитель Иоанн уже три дня и три ночи с самого появления врагов стоял при алтаре Господнем в соборной церкви, ограждая свою паству неусыпными молитвами. В последнюю ночь, когда все знали, что следующий день решит свободу или рабство Новгорода, святитель услышал голос, повелевавший ему идти в церковь Спаса на Ильинской улице, взять оттуда икону Владычицы и вознести её на городскую стену, и "узриши спасение граду". Св. Иоанн, исполненный страха и радости, молился преклоненный до самого рассвета, потом велел благовестить в большой колокол и, объявив народу о бывшем ему откровении, послал в церковь Спаса за иконою Владычицы своего протодьякона с соборным клиром, а сам начал молебное пение. Посланные возвратились в ужасе, говоря, что икона не двигалась с места. Тогда сам святитель со всем собором пошёл в Спасскую церковь, пал пред иконою Пресвятой Богородицы и возгласил со слезами: "о, Премилостивая Владычица, Богородице Дево! Ты - Упование и Заступницы граду нашему, покров и прибежище всем христианам! Молися Сыну Твоему и Богу нашему за град наш и не предаждь нас врагам нашим грех ради наших; но услыши плач и воздыхания людей Твоих и пощади нас, как и ниневитяне древле пощажены были покаяния ради". Поднявшись от земли он начал молебное пение, и лишь только произнесены были начальные слова кондака Богородицы "предстательство христиан непостыдное", внезапно сама собою с места двинулась икона Владычицы. Народ, видя такое чудо, единодушно завопил: "Господи помилуй!" Святой архипастырь благоговейно поднял икону и в сопровождении всего народа вознёс и поставил её на городскую стену, где кипела ожесточённая битва. Враги всё сильнее нападали; тучи стрел летели на стену. Вдруг одна стрела какого-то суздальца вонзилась в икону, - внезапно святой лик Свой Она отвратила от нападавших и обратилась к городу. Слёзы падали из очей Богородицы, и святитель Иоанн, приняв их на свою фелонь, в умилении воскликнул: "о, дивное чудо! Как из сухого дерева текут слёзы! Царице! Ты даёшь нам знамение, что сим образом молишься пред Сыном Твоим и Богом нашим об избавлении града". Надежда на заступление Матери Божией укрепила новгородцев; не хотели они сидеть в городе, отбили городские ворота и пошли в самый стан неприятельский. Внезапный ужас напал на сопротивных, и тьма их покрыла; гнев Божий смутил их, и они бежали, не думая о защите. Все признали спасение Новгорода чудом от иконы Знамения Божией Матери. В память этого события святитель Иоанн установил в 27 день ноября (ст. ст.) праздник Знамения Божией Матери в великом Новгороде и назвал его днём избавления Новгорода и днём наказания ратующих против единоверных. Вся Россия празднует день Знамения Божией Матери, один из древнейших русских праздников.
икона "Святой равноапостольный князь Владимир"
Размер иконы 24*31см
Святой Равноапостольный Великий Князь Владимир, во святом крещении Василий. Сын Святослава, внук Великой Княгини Ольги. С 980 года сделавшись единодержавным князем России, он не только прославил себя воинскими подвигами, но и внес величайший вклад в историю христианства: обратил в Православие целое государство. С 988 года - года Крещения Руси - начинается отсчёт существования православия в нашей стране. Церковь причислила Владимира к лику святых, посчитав его заслуги равными Апостольским деяниям. Память его отмечается 15 июля (ст.сти
икона "Св Вмч Пантелеймон Целитель". Россия. Размер: 13*17см
Пантелеймона привел к вере священномученик Ермолай, который преподал ему основы христианской жизни. Однажды, возвращаясь от учителя, юноша увидел лежавшего на дороге мертвого ребенка, укушенного ехидной, которая извивалась тут же рядом. Исполнившись сострадания и жалости, Пантелеймон стал просить Господа о воскрешении умершего и умерщвлении ядовитого гада. Он твердо решил, что в случае исполнения его молитвы станет христианином и примет святое Крещение. По действию Божественной благодати ребенок ожил, а ехидна разлетелась на куски на глазах удивленного Пантелеймона.
Став христианином, Пантелеймон часто беседовал со своим отцом, раскрывая ему лживость язычества и постепенно подготавливая к принятию христианства. В это время Пантелеймон уже был известен как хороший врач, поэтому к нему привели слепого, которого никто не мог исцелить. "Свет глазам твоим возвратит Отец света, Бог истинный,- сказал ему святой,-во имя Господа моего Иисуса Христа, просвещающего слепых, прозри!" Слепец тотчас же прозрел, а вместе с ним духовно прозрел и отец святого - Евсторгий, и оба с радостью приняли святое Крещение. Великомученик Пантелеймон почитается в Православной Церкви как грозный святой, покровитель воинов. Эта сторона почитания раскрывает его первое имя Пантолеон, что значит «лев во всем». Второе имя, данное при Крещении, - Пантелеймон, то есть «всемилостивый», раскрывается из почитания великомученика как целителя. У западных христиан он считается покровителем врачей. Связь этих двух покровительств святого хорошо видна из того, что воины, чаще других получающие раны, больше всех нуждаются во враче-целителе. Именно поэтому христиане, ведущие брань духовную, также прибегают к этому святому с просьбой исцелить язвы души.
Имя святого великомученика и целителя Пантелеймона призывается при совершении таинства Елеосвящения, освящения воды и в молитве за немощного.
икона "Воскресение Христово". Дерево. Оклад Серебро. Конец XVIII века. Россия. Размеры 15*18см (без киота)
Кажется, что в Церкви, верующей в Воскресшего Христа, стремление изобразить Его Воскресение должно было присутствовать изначально, т. е. сюжеты Воскресения Христова в собственном смысле должны были появиться в христианском искусстве с самого раннего времени. Но Священное Писание не содержит описания непостижимого по самой сущности своей момента Воскресения Христова: безупречно искренние в своих описаниях евангелисты не говорят о том, как выглядел Воскресший Спаситель, как Он восстал из гроба, куда направился. В основе изображения Воскресения Христова лежат тексты Священного Писания, святоотеческие творения, гимнография, а также апокрифы, главной темой которых является победа воскресшего Христа над адом и смертью. Богословское осмысление Воскресения Христова приобретает, таким образом, и практическое значение в деле личного спасения людей, молитвенно предстоящих пред изображением Сошествия во ад Воскресшего Христа. К XVII в. получает повсеместное распространение усложненная иконография Воскресения Христова, где помимо Сошествия во ад изображается Восстание Христа из гроба. Воскресший Христос, окруженный ореолом славы, изображается дважды: над открытым гробом с пеленами и сходящим во ад .В дальнейшем, с ростом влияния западного искусства, иконография Сошествия во ад вытесняется композицией Восстание Христа от гроба. Следуя западноевропейским гравюрным и живописным образцам, художники изображают обнаженного Христа в препоясании, с флагом в руке, парящего над гробом в окружении облачного сияния.
икона "Ксения и Василий Великий".
Россия, вторая половина XIXвека. Дерево. Кованный латунный оклад. Размеры: 27*32см
Ксения Петербургская (19 в.) — святая (память 24 января/6 февраля), Христа ради юродивая. После смерти мужа приняла на себя подвиг юродства: раздала имущество, ночи проводила в молитве, уходя за город, в поле. Прославилась прозорливостью и молитвенным заступничеством за нищих, болящих, за детей, и особенно — за вступающих в брак. Похоронена в Санкт-Петербурге. И сегодня верующие просят у Ксении Петербургской помощи в устроении брака и укреплении семьи: в часовне над ее могилой регулярно служатся молебны как просительные, так и благодарственные.
Василий Великий, архиепископ Кесарийский (329-379) — святой (память 1/14 января и 30 января/12 февраля). Вселенский учитель Церкви (наряду с Григорием Богословом и Иоанном Златоустом). Выступал против арианства, проповедовал аскетизм, поддерживал монашество. Разработал вариант литургии, которая и поныне служится в Православной Церкви. Является автором целого ряда руководств по церковной деятельности, наставлений и проповедей.
икона "Святая Великомученица Параскева Пятница"
Размер иконы 22*30см (без киота)
Святая великомученица Параскева, прозванная Пятницею, жила в III веке в Римской империи, в городе Иконии. Родители ее были христиане. Они особенно чтили всегда пятницу - тот день в неделе, в который пострадал Господь наш Иисус Христос, и потому, когда родилась у них дочь в этот именно день, назвали и ее Параскевою, что означает (с греческого языка) - Пятница.
Всем сердцем возлюбила юная Параскева чистоту девственной души, приняла обет девства и заботилась о распространении веры Христовой среди язычников. В 300-ом году пришел в город военачальник императора Диоклетиана, которому было поручено истребить христиан. Параскева отказалась принести жертву идолам, и за это была подвергнута истязаниям. Ее повесили на дереве и терзали тело железными гвоздями и потом изъязвленную до костей и едва живую бросили в темницу. Бог не оставил святую страдалицу и чудесно исцелил ее. Злобный мучитель не вразумился этим чудом и продолжал истязать святую Параскеву, приказав повесить на дереве и жечь факелами. Наконец ей отсекли мечом голову. Христиане похоронили тело святой Параскевы. От мощей великомученицы подавались исцеления болящим.
У православных христиан святая Параскева (Пятница, или Петка) издревле пользовалась любовью и почитанием. С ее памятью соединяется множество благочестивых обычаев и обрядов.
На Руси эта святая особо почиталась женщинами. Ее так и называли - "Бабья Святая". Существовало поверье, что Пятница ходит по земле в виде молодой красивой крестьянки или монашенки, и примечает, кто как живет, кто как выполняет христианские правила и обычаи.
Русские иконописцы изображали Параскеву высокой, строгой, с лучезарным венцом на голове.
В народе ее считали покровительницей домашнего хозяйства, женских забот, считали ее за покровительницу полей и скота. В день ее памяти - 10 ноября - русские люди приносили в храм плоды для освящения и не работали, даже если в этот день была не пятница, а другой обычный день. На Параскеву повторяли обряды Покрова. Девушки молились о желанном замужестве: "Матушка Пятница Параскева, покрой меня скорее..." - чтобы выйти замуж по любви и поскорее.
Вечером, когда заканчивались посиделки, девушки ходили с огарком свечи и подслушивали под чужими окнами.
Пятница, как и среда, считалась днем строгого поста и воздержания. Но, например, в среду разрешалось делать все, а вот в пятницу - нельзя было прясть, а разрешалось только шить. Объяснялось это тем, что Спаситель в этот день претерпел оплевание, а на пряжу приходиться поплевывать, когда занимаешься ее скручиванием.
Пятница связывалась и с муками Христа, и с воздержанием Параскевы. Поэтому в пятницу нельзя было также мыть голову и купать детей. В поговорке говорилось - "Кто в пятницу много смеется, тот в старости будет много плакать".
Во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы ставили на распутье, на развилке дорог часовенку или крест с образом. Эти развилки так и назывались - Пятницы. Не было ни одного торга на Руси, где бы не стоял храм или часовня в честь Параскевы-Пятницы. Особенно почитали святую промышленники, торговцы и путешественники.У "пятницы" встречали, до "пятницы" провожали родных, друзей. Отсюда, кстати, и поговорка о тех кто часто провожает и встречает - "Семь пятниц на неделе".
На Руси издревле Святая Параскева считается целительницей душевных и телесных недугов, хранительницей семейного благополучия и счастья.
Память великомученицы Параскевы-Пятницы празднуется святой Церковью 28 октября по старому, 10 ноября по новому стилю.
икона «Георгий Победоносец».
Украина. Дерево, масло. Конец XIX, начало XX века. Размеры: 24*31см (без киота)
Икона Георгия Победоносца имеет древнюю историю. Георгий родился в Белите, сегодняшнем Бейруте, в семье богатых и благочестивых родителей и получил воспитание в христианской вере. Отличавшийся необыкновенным умом, силой и отвагой, юноша быстро дослужился до звания тысяченачальника, став при этом любимцем императора Диоклетиана. Не зря икона Святого Георгия Победоносца покровительствует в военных делах. Будучи талантливым правителем, Диоклетиан все же оставался закоренелым язычником и оставил след в истории как один из самых бессердечных гонителей христиан. Пораженный бесчеловечным приговором об истреблении верующих во Христа Святой Георгий раздал свое имущество беднякам и, явившись к императору, обвинил его в несправедливости и безудержной жестокости. Георгий был брошен в темницу, где его подвергли многочисленным изощренным истязаниям, которые Святой великомученик стойко терпел, после чего ему отрубили мечом голову. Икона Святой Георгий Победоносец символизирует духовную победу над искушениями и происками мучителей, которые так и не смогли заставить Святого отречься от истинной веры. Икона Георгия Победоносца не раз оказывала чудесную помощь христианам в опасности.Образ Георгий Победоносец – это изображение Святого, сидящего на белом коне и разящего своим копьем змея. Сюжет отображает посмертное чудо, сотворенное великомучеником. По преданию в те далекие времена в озере Бейрута поселился змей, который пожирал людей. Тогда для успокоения змеиной ярости жителям пришлось по жребию отдавать гаду на съедение юношу или девушку. Однажды, когда жребий пал на дочь правителя, и девушка, трясясь от ужаса, уже поджидала расправы на берегу озера, вдруг возник светлый юноша на белом коне, который в мгновение вонзил в змея копье, и тем самым спас ей жизнь. После такого чудесного избавления жители той страны, бывшие язычниками, обратились к Христу. Изображение Георгия Победоносца свидетельствует об этой истории. Скорее всего, именно этот подвиг, победа над древним змием или диаволом, а также чудесное исцеление единственного вола, кормившего семью земледельца, стали причиной того, что иконе Георгия Победоносца возносят молитвы как покровителю скотоводства и защитнику от нападения хищных зверей.Демоноборческий аспект культа святого ассоциировался с борьбой против врагов, и Георгий издревле считался заступником русских воинов и назывался Победоносцем.
икона «Андрей Первозванный».
Украина(???). Дерево, масло. Конец XIX, начало XX века. Размеры: 30*36*3см
Святой апостол Андрей Первозванный первым из апостолов последовал за Христом, а затем привел к нему своего родного брата святого апостола Петра (Ин. I, 35 - 42). С юности будущий апостол, который был родом из Вифсаиды, всей душой обратился к Богу. Он не вступил в брак и вместе со своим братом занимался рыболовством. Когда над Израилем прогремел глас святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, святой Андрей стал его ближайшим учеником. Святой Иоанн Креститель сам направил двух своих учеников, будущих апостолов Андрея Первозванного и Иоанна Богослова, ко Христу, указав, что Он есть Агнец Божий.
После Сошествия Святого Духа на апостолов, святой Андрей отправился с проповедью Слова Божия в восточные страны. Прошел Малую Азию, Фракию, Македонию, дошел до Дуная, прошел побережье Черного моря, Крым, Причерноморье и по Днепру поднялся до места, где стоит теперь город Киев. Здесь он останавливался у Киевских гор на ночлег. Встав утром, он сказал бывшим с ним ученикам: "Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей". Апостол поднялся на горы, благословил их и водрузил крест. Помолившись, он поднялся еще выше по Днепру и дошел до поселений славян, где был основан Новгород. Отсюда апостол прошел через земли варягов в Рим, для проповеди, и вновь вернулся во Фракию, где в небольшом селении Византии, будущем могучем Константинополе, основал христианскую Церковь. Имя святого апостола Андрея связывает мать - Церковь Константинопольскую с ее дочерью - Русской Церковью.
На своем пути Первозванный апостол претерпел много печалей и мук от язычников: его изгоняли из городов, избивали. В Синопе его побили камнями, но, оставшись невредимым, верный ученик Христов неустанно нес людям проповедь о Спасителе. По молитвам апостола, Господь совершал чудеса. Трудами святого апостола Андрея возникали христианские Церкви, которым он ставил епископов и священство. Последним городом, куда пришел Первозванный апостол и где ему суждено было принять мученическую кончину, был город Патры.
Многие чудеса Господь явил через ученика Своего в городе Патры. Недужные исцелялись, слепые прозревали. По молитве апостола, выздоровел тяжело больной Сосий, знатный горожанин; наложением апостольских рук исцелилась Максимилла, жена правителя Патрского, и его брат Стратоклий. Совершённые апостолом чудеса и его пламенное слово просветили истинной верой почти всех граждан города Патры. Немного оставалось язычников в Патрах, среди них был правитель города Эгеат. Апостол Андрей не раз обращался к нему со словами Благовестия. Но даже чудеса апостола не вразумляли Эгеата. Святой апостол с любовью и смирением взывал к его душе, стремясь открыть ему христианскую тайну вечной жизни, чудотворную силу Святого Креста Господня. Разгневанный Эгеат приказал распять апостола. Язычник думал опорочить проповедь святого Андрея, если предаст его смерти на кресте, который прославлял апостол. С радостью принял святой Андрей Первозванный решение правителя и с молитвой ко Господу сам взошел на место казни. Чтобы продлить мучения апостола Эгеат приказал не прибивать руки и ноги святого, а привязать их ко кресту. Два дня апостол с креста учил собравшихся вокруг горожан. Люди, слушавшие его, всей душой сострадали ему и потребовали снять святого апостола с креста. Испугавшись народного возмущения, Эгеат приказал прекратить казнь. Но святой апостол стал молиться, чтобы Господь удостоил его крестной смерти. Как ни пытались воины снять апостола Андрея, руки им не повиновались. Распятый апостол, воздав Богу хвалу, произнес: "Господи, Иисусе Христе, приими дух мой". Тогда яркое сияние Божественного света осветило крест и распятого на нем мученика. Когда сияние исчезло, святой апостол Андрей Первозванный уже предал свою святую душу Господу . Максимилла, жена правителя, сняла со креста тело Апостола и с честью погребла его.
икона "Всех скорбящих Радость".
Дерево, темпера. Вторая половина XIX века. Размеры: 25*32см
Всех скорбящих Радость — начальная строка одной из богородичных стихир. По-видимому, первой иконой с таким названием был известный только по упоминанию в документах образ, написанный в 1683 году придворным живописцем Иваном Безминым, работавшим в европейской стилистике.
Данный тип иконографии сложился на Руси в XVII веке под западноевропейским влиянием (Мадонна во славе, Мизерикордия, Ружанцова, Непорочное зачатие Девы Марии; из православных — Живоносный источник, посещения Образ умиления и в беде страждущим, слившийся со «Всех скорбящих Радостью» к XVIII веку). Исследователи отмечают, что иконография «Всех скорбящих Радости» не получила «единой законченной композиционной схемы, существует во множестве вариантов». Ранние изводы XVII века первоначально не имели изображений страждущих. Они появляются только после прославления иконы в 1688 году.
Помимо изображения Богородицы, традиционно включает в себя изображения людей, обуреваемых недугами и скорбями, и ангелов, совершающих благодеяния от имени Богоматери. Богоматерь изображается в рост, стоящей в мандорле (сиянии) и в окружении ангелов, с Младенцем на левой руке. Дева Мария стоит на облаках. В руке Богородицы чётки (ранний и редкий вариант, возник под влиянием католического розария), свиток или хлеб.
икона "Иоанн Креститель". Россия. "Золотофонка". Дерево, темпера. Вторая половина XIX века. Размеры: 31*35,5*4см
Иоанн носит эпитеты Крестителя и Предтечи по двум своим основным функциям — как крестивший Иисуса Христа и как тот, кто пришёл с проповедью прежде него в соответствии с ветхозаветными пророчествами.
Обстоятельства детства Иоанна известны только по рассказу Луки. Иоанн был сыном священника Захарии (из рода Аарона) и праведной Елисаветы (из рода царя Давида), пожилой бесплодной пары. Как повествует евангелист Лука, архангел Гавриил, явившись его отцу Захарии в Храме, возвестил о рождении у него сына, сказав «многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится ещё от чрева матери своей» . Захария выразил недоверие ангелу, и за это тот покарал его немотой.
После того, как Дева Мария узнала, что её родственница Елисавета беременна, она пришла навестить её и «когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её; и Елисавета исполнилась Святаго Духа»
Согласно Евангелию, его рождение случилось на полгода раньше Иисуса (его родственника). Отец Иоанна всё ещё оставался немым, и когда Елисавета пожелала дать сыну указанное ангелом нетрадиционное для своей семьи имя Иоанн, родственники потребовали от отца подтвердить его письменно.
Как пишет евангелист Лука, в пустыне случился «глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии», после чего он отправился проповедовать. Иоанн вёл аскетичный образ жизни, носил грубую одежду из верблюжьей шерсти и подпоясывался кожаным ремнём, питался диким мёдом и акридам
Проповедь Иоанна выражала гнев Божий на грешников и призывы к раскаянию, а также эсхатологическую весть. Он укорял народ за самовольную гордость своим избранничеством (в особенности саддукеев и фарисеев), требовал восстановления патриархальных норм социальной этики.
На вопрос иерусалимских фарисеев Иоанн ответил: «я крещу в воде; но стоит среди вас [Некто], Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его».
На следующий день Иоанн увидел подходящего к нему Иисуса и сказал: «вот Агнец Божий, Который берёт [на Себя] грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идёт Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришёл крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю»
К Иоанну, находившемуся у реки Иордан в Вифаваре, пришёл и Иисус с целью принять крещение. (Точное расположение Вифавары, возможно, Бейт-Авара, не определено, с XVI века им считается место, где сейчас находится монастырь Святого Иоанна, в километре от современной Бейт-Авары, примерно в 10 км восточнее Иерихона
Иоанн, много проповедовавший о скором пришествии Мессии, увидев Иисуса, был удивлён и сказал: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На это Иисус ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду» и принял крещение от Иоанна. Во время крещения «отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!» Таким образом, при участии Иоанна всенародно было засвидетельствовано мессианское предназначение Иисуса. Крещение, свершившееся тогда, сильно повлияло на Иисуса и рассматривается всеми евангелистами как первое событие в его общественной деятельности.
икона "Дмитрий Солунский"
Дерево, темпера. Ковчежная. Россия, середина XIX века. Размер иконы 25*32см
икона "Распятие Господа нашего Иисуса Христа"
Размер иконы 37*45см
Икона "Пресвятой Богородицы Млекопитательница". Россия. Конец XIX века. Дерево, темпера. Размеры: 15*17см (без киота)
Млекопитательница (греч. — Галактотрафуса) — в иконографии — Богородица, изображённая кормящей грудью Младенца Иисуса. Распространён в иконописи Южной Европы — Италии, Греции, на Балканах. На Руси встречается редко. Празднование иконе в Православной церкви совершается 12 января (по юлианскому календарю).
Чудотворная икона Богородицы «Млекопитательница» хранится в Хилендарском монастыре на Афоне, первоначально находилась в лавре Саввы Освященного. В 1860 году её список был привезён в Курскую губернию. Несмотря на это икона продолжает оставаться весьма редкой. По сложившейся традиции перед этой иконой особенно усердно молятся матери о благополучном грудном вскармливании и здоровье младенцев.
Почитаемый в Италии образ «Млекопитательницы» находится в базилике Сан-Джованни-Эванджелиста Равенне.
икона "Святая Преподобная Евгения"
Размер иконы 14*17см (без киота)
Согласно Житию, приписываемому прп. Симеону Метафрасту, Евгения родилась в семье знатного римского вельможи Филиппа, который при императоре Коммоде (180-192) был назначен наместником Египта и переехал в Александрию вместе с женой Клавдией, сыновьями Авитом, Сергием и дочерью. Евгения изучала философию, говорила на лат. и греч. языках, отличалась добрым нравом и красотой. Многие знатные юноши сватались к ней, но Евгения не хотела вступать в брак. После того как Евгения случайно прочитала Послания ап. Павла, она уверовала во Христа, но, боясь гнева родителей, скрывала свою веру. Под предлогом прогулки она сбежала из дома и, переодевшись в мужской костюм, пришла в монастырь вместе со своими слугами-евнухами Протом и Иакинфом. Находившийся в этой обители епископ Елий, которому во сне было открыто, что Евгения- девица, крестил их и постриг в монахи.
Евгения вела подвижнический образ жизни и через несколько лет сподобилась дара чудотворения. После смерти игумена братия единодушно избрала Евгению на его место. Некая женщина, по имени Меланфия, исцеленная Евгенией, воспылала страстью к молодому игумену и, не добившись взаимности, оклеветала его перед правителем Египта в попытке насилия. Во время суда, который Филипп учинил не только над Евгенией, но и над всеми монахами обители, Евгении пришлось открыть, что она девица. Правитель, узнав дочь, освободил ее вместе с братией и крестился. Императоры Септимий Север (193-211) и Антонин Пий (138-161) в ответ на просьбу Филиппа разрешили христианам строить в городах храмы. Евгения собирала вокруг себя дев, и они вместе служили Богу, ее мать Клавдия построила странноприимный дом.
Узнав, что Филипп принял христианство, императоры назначили на его место нового правителя. Филипп был избран епископом Александрии. Вскоре по приказу нового правителя он был убит. Клавдия вместе с детьми переехала в Рим, ее сыновья получили высокие должности, а Евгения продолжала наставлять дев в христианской вере.
При императорах Валериане (253-260) и Галлиене (260-268) возобновились гонения на христиан. Василла, одна из дев, уверовавших во Христа и крестившихся благодаря Евгении, Проту и Иакинфу, была казнена по приказу императора Галлиена за отказ выйти замуж. 2 евнуха также были обезглавлены. Евгению схватили и повели в храм Артемиды (Дианы) для принесения жертвы, однако храм разрушился еще до того, как она вошла в него. Тогда Евгении привязали на шею камень и бросили в Тибр, но камень упал в воду, и дева пошла по воде, как по суше. Из печи, которая внезапно остыла, Евгения вышла невредимой. После этого мученицу бросили в ров и несколько дней морили голодом, но пища посылалась ей с неба. Спаситель явился Евгении и открыл день ее мученичества: она была казнена в праздник Рождества Христова. Святую похоронили на Латинской дороге недалеко от Рима.
икона "Козельщанская Пресвятая Богородица"
Размер иконы 11*14см
Чудотворная икона Богородицы Козельщанская прославилась в 1881 году многочисленными, чудесами. Первым чудом от этой иконы, зафиксированным церковными источниками, было исцеление неизлечимо больной дочери графа Капниста, семье которого принадлежал образ.
Название икона получила по имению, графа, в Полтавской губернии, где и произошло первое чудо. На образе Богоматерь изображена сидящей, на Ее коленях покоится Младенец, держащий в правой руке крест.
По преданию, икона первоначально принадлежала войсковому писарю Сиромахе, который по желанию императрицы Екатерины II женился на одной из ее фрейлин. Козельщанская икона Богоматери всегда пользовалась в семье графа особым почетом и уважением. В трудные годы все семейство графа с особым усердием молилось перед образом Заступницы. Скорее всего такая крепкая вера и послужила причиной прославления иконы чудотворениями.
Случилось так, что дочь графа Марию разбил паралич, в результате чего она не могла владеть ногами и руками. Никакие медицинские средства не приносили больной облегчения. Доктора, которых приглашал ее отец, признали болезнь серьезной и вынесли приговор о неисцелимости недуга. Но здесь явилась во всей славе сила Бога.
Граф уже собирался посылать дочь на лечение в Москву к знаменитому парижскому доктору Шарко. Мать наказала больной дочери: «Маша, мы едем завтра и Москву. Возьми, дорогая моя, образ Божией Матери, почисти ее ризу и покрепче помолись пред нашей Заступницей. Путь нам предстоит длинный и дело серьезное. Проси, пусть Она поможет нам благополучно одолеть дорогу и вразумит врачей облегчить твою болезнь». Оставшись одна, дочь графа взяла икону и задумалась. «Неужели мне суждено вечное калечество, вечные страдания?». Она крепко обняла образ и стала горячо молиться, ища у Богородицы защиты и помощи, которых не могли дать ей люди. Вдруг она почувствовала в ногах и руках, до тех пор бесчувственных, ощущение жизненной силы. Горячая молитва больной девушки была услышана: по молитвенному ходатайству Царицы Небесной совершилось чудо всемогущества Божия. Несколько минут исцеленная находилась в каком-то немом оцепенении. Наконец, придя в себя, она громко закричала: «Мама! Мама! Я чувствую ноги! Мама! Я чувствую руки!»
На ее крики сбежались мать и бывшие в доме графа гости, и молва об этом благодатном Божьем чуде быстро распространилась по селу. Сбежались и соседи, все слуги, был приглашен священник, который перед образом Божьей Матери совершил молебен.
Граф показал дочь самым ученым врачам, которые были поражены и удивлены виденным и слышанным и не могли объяснить излечение с научной стороны.
Празднуется 21 февраля/6 марта.
Иконы
Со времен петровской реформы и вплоть до начала 20 века иконами почти никто не интересовался. Во всяком случае, их художественные достоинства оставались незамеченными. Большинство старых икон было покрыто металлическими окладами, вековыми записями и копотью, и потому невозможно было их рассмотреть. Открытие древнерусской иконописи - это предмет законной гордости прошлого столетия.
Икона - это не картина, в иконе воспроизводится не то, что художник имеет перед глазами, а некий прототип, которому он должен следовать. Почитание иконы вытекает из почитания прототипов. К иконам прикладываются, ждут от них исцеления.
Русские люди издревле считали свою землю "уделом Богоматери" С первых шагов христианской веры по русской земле Богородица заняла важнейшее место в их духовной жизни. Как почти нет молитвы, в которой бы не упоминалось её имя, так не было православного дома, где не хранился бы её Образ. На защиту и утешение Богоматери человек уповал от рождения и до смерти, к её Образу обращался, пытаясь отыскать путь к постижению высочайших духовных ценностей и смысла бытия.
Икона "Иверской Божьей матери". Подокладница. Дерево, масло, медный оклад. Россия конец XIX, начало XX в. Размеры иконы: 22,5*27,5 см
Святая икона Иверской Божьей матери, находится в Иверском монастыре с 999 года, что на Афонской горе. Со времени явления и доныне икона пребывает на месте, избранном Самою Богородицею. В документах Иверского монастыря сохраняется подробное сказание о написании этой иконы благочестивыми старцами Афонского монастыря. Московская Иверская икона прославлена многими чудесами; все православные христиане имеют к ней благоговение. Божественная Вратарница будет всегда ограждением и покровом первопрестольной столицы. В часовне хранится рукописная книга, в которой записаны многочисленные чудеса, изливавшиеся от милосердия Пресвятой Богородицы всем прибегающим к ней с верою и усердною молитвою
Икона "Всех скорбящих радость" у стекольного завода. Россия, вторая половина XIX века. Дерево, левкас, темпера.Размеры иконы 26,5*31,5см
В 1888 году 23 июля над Петербургом и его окресностями разразилась страшная гроза; молния ударила в часовню у Стеклянного завода, обожгла внутренние стены и большую часть окон, но, не коснувшись иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость, помещавшейся в углу, с сильно потемневшим от времени и копоти ликом, она просветлила ее и, как бы обновленную, спустила ее на землю. Очнувшаяся от громового удара монахиня, бывшая при часовне сторожихой, увидела, что икона стоит на полу совсем обновленная и с перегоревшим шнурком, которым была прикреплена к стене. Неподалеку лежала кружка для сбора, разбитая вдребезги; деньги из нее рассыпались по полу, а двенадцать монет, оказавшихся полушками прилепились в различных направлениях к иконе, стоявшей на полу, но одна из них отпала.
При осмотре часовни с внешней стороны не заметно следов молнии; при входе внутрь видны обожженные стены, потолок и иконы. Многие болящие и скорбящие стремятся к Матери скорбящих с молитвами и получают исцеления.
Дивны судьбы Божии содействуют прославлению чудотворной иконы.
Икона "Покрова Пресвятой Богородицы". Дерево, левкас, темпера, золочение. Размеры: 44*35 см.
Иконография "Покрова Пресвятой Богородицы" связана с легендой о явлении Богоматери Андрею Юродивому в первой половине 10в. в храме Богоматери во Влахернах где, по преданию, хранился мафорий (плащ, покрывающия голову) Богоматери. Однажды, во время богослужения, Андрей увидел входящую в храм Богородицу с Иоанном Предтечей и Иоанном Богословом по сторонам в окружении множества святых в белых ризах. Богородица, сотворив молитву, простерла над присутствующими свой мафорий - как символ защиты города Константинополя от вражеской осады. Легенда о покровительстве Андрею Юродивому, родом скифу, а по русским спискам жития - славянину, переосмысливалась на Руси как заступничество за русский народ.
икона "Святая Троица". Подокладница. Дерево, масло, латунный оклад. Россия, конец XIX , начало XX века. Размеры иконы 26,5*30,5см
И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего… И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели
Иконы
Со времен петровской реформы и вплоть до начала 20 века иконами почти никто не интересовался. Во всяком случае, их художественные достоинства оставались незамеченными. Большинство старых икон было покрыто металлическими окладами, вековыми записями и копотью, и потому невозможно было их рассмотреть. Открытие древнерусской иконописи - это предмет законной гордости прошлого столетия.
Икона - это не картина, в иконе воспроизводится не то, что художник имеет перед глазами, а некий прототип, которому он должен следовать. Почитание иконы вытекает из почитания прототипов. К иконам прикладываются, ждут от них исцеления.
Русские люди издревле считали свою землю "уделом Богоматери" С первых шагов христианской веры по русской земле Богородица заняла важнейшее место в их духовной жизни. Как почти нет молитвы, в которой бы не упоминалось её имя, так не было православного дома, где не хранился бы её Образ. На защиту и утешение Богоматери человек уповал от рождения и до смерти, к её Образу обращался, пытаясь отыскать путь к постижению высочайших духовных ценностей и смысла бытия.
Икона "Иверской Божьей матери". Подокладница. Дерево, масло, медный оклад. Россия конец XIX, начало XX в. Размеры иконы: 22,5*27,5 см
Святая икона Иверской Божьей матери, находится в Иверском монастыре с 999 года, что на Афонской горе. Со времени явления и доныне икона пребывает на месте, избранном Самою Богородицею. В документах Иверского монастыря сохраняется подробное сказание о написании этой иконы благочестивыми старцами Афонского монастыря. Московская Иверская икона прославлена многими чудесами; все православные христиане имеют к ней благоговение. Божественная Вратарница будет всегда ограждением и покровом первопрестольной столицы. В часовне хранится рукописная книга, в которой записаны многочисленные чудеса, изливавшиеся от милосердия Пресвятой Богородицы всем прибегающим к ней с верою и усердною молитвою
Икона "Всех скорбящих радость" у стекольного завода. Россия, вторая половина XIX века. Дерево, левкас, темпера.Размеры иконы 26,5*31,5см
В 1888 году 23 июля над Петербургом и его окресностями разразилась страшная гроза; молния ударила в часовню у Стеклянного завода, обожгла внутренние стены и большую часть окон, но, не коснувшись иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость, помещавшейся в углу, с сильно потемневшим от времени и копоти ликом, она просветлила ее и, как бы обновленную, спустила ее на землю. Очнувшаяся от громового удара монахиня, бывшая при часовне сторожихой, увидела, что икона стоит на полу совсем обновленная и с перегоревшим шнурком, которым была прикреплена к стене. Неподалеку лежала кружка для сбора, разбитая вдребезги; деньги из нее рассыпались по полу, а двенадцать монет, оказавшихся полушками прилепились в различных направлениях к иконе, стоявшей на полу, но одна из них отпала.
При осмотре часовни с внешней стороны не заметно следов молнии; при входе внутрь видны обожженные стены, потолок и иконы. Многие болящие и скорбящие стремятся к Матери скорбящих с молитвами и получают исцеления.
Дивны судьбы Божии содействуют прославлению чудотворной иконы.
Икона "Покрова Пресвятой Богородицы". Дерево, левкас, темпера, золочение. Размеры: 44*35 см.
Иконография "Покрова Пресвятой Богородицы" связана с легендой о явлении Богоматери Андрею Юродивому в первой половине 10в. в храме Богоматери во Влахернах где, по преданию, хранился мафорий (плащ, покрывающия голову) Богоматери. Однажды, во время богослужения, Андрей увидел входящую в храм Богородицу с Иоанном Предтечей и Иоанном Богословом по сторонам в окружении множества святых в белых ризах. Богородица, сотворив молитву, простерла над присутствующими свой мафорий - как символ защиты города Константинополя от вражеской осады. Легенда о покровительстве Андрею Юродивому, родом скифу, а по русским спискам жития - славянину, переосмысливалась на Руси как заступничество за русский народ.
икона "Святая Троица". Подокладница. Дерево, масло, латунный оклад. Россия, конец XIX , начало XX века. Размеры иконы 26,5*30,5см
И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего… И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели
икона "Гурий, Симон и Авив". Дерево, темпера. Россия. Вторая половина XIX века. Размеры иконы 17,0*21,5см
Православная церковь чтит 28 ноября память мучеников и исповедников Гурия, Симона и Авива. Народные названия - Гурьев день, Гурий Зубной Целитель. Считается, что Гурий приезжает на пегой кобыле (и грязь, и снег). В Гурьев день зима с коня слезает, встает на ноги, кует седые морозы, стелет по рекам, озерам ледяные мосты, сыплет из одного рукава снег, из другого - иней. Гурий, Симон и Авив издревле слывут в народе зубными целителями. Их и просят больные в этот день о здоровье. Гурий - начало Рождественского поста. А приметы такие: уж коли снег на Гурия ляжет - лежать ему до половодья.
икона "Николай Чудотворец". Дерево, левкас, темпера. Россия, конец XIX века. Размеры иконы 13,5*17,5см
Свт. Николай Мирликийский принадлежит к числу наиболее чтимых на Руси святых. По преданию, он жил в IV в. в Малой Азии, был архиепископом в г. Миры в Ликии; прославился чудесами еще при жизни. Почитание мирликийского чудотворца как заступника и помощника в бедах было распространено во всех слоях византийского общества. Житие Николая Чудотворца донесло до нас описание множества его чудес, как прижизненных, так и посмертных. После принятия христианства на Руси возникли новые предания о чудесной помощи Николы всем, к нему обращающимся.
Память святому была установлена 6 декабря и 22 мая (перенесение мощей).
икона "Три Вселенских Святителя" - Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов. Состояние - отличное, никакой реставрации. Размеры: 84*142см
Три Богослова IV века - Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов впервые принявшие и выразившие терминологию богословия и отстоявшие её на Вселенских Соборах. Толкователи Священного Писания и Преданий.
Икона "Богоматерь Владимирская". Дерево, масло.Россия, вторая половина XIX века. Размер 27*32 см
Стоящая у истоков художественной образности русских Богородичных икон, "Богоматерь Владимирская", одна из наиболее прославленных русских святынь, во многом определяла духовную жизнь православной Руси на протяжении девяти веков ее истории. Предание приписывает "Богоматерь Владимирскую" кисти святого евангелиста Луки, будто написавшего ее еще при жизни Марии. Древние летописцы сообщают о том, что икона была привезена из Константинополя в Киев и находилась среди сокровищ женского монастыря в Вышгороде. В "Сказаниях о чудесах Владимирской Богоматери" рассказывалось о великой чудотворной силе иконы, воскрешающей мертвых, исцеляющей больных, защищающей город от нашествия врагов
Икона "Казанская Богородица". Подокладница Дерево, масло, латунный оклад . Россия, конец XIX, начало ХХв. Размер: 17,5*22,5 см.
По преданию, в 1579 г. в городе Казани после страшного пожара Пресвятая Богородица явила там свою чудотворную икону для того, чтобы более утвердить в христианской вере обращенных из тамошних жителей. Богоматерь неоднократно являлась во сне благочестивой девятилетней дочке одного стрельца Матроне и повелела сообщить архиепископу и градоначальнику, чтобы они взяли из земли Ее икону и указала самое место. При раскопках в этом месте 8 июля именно девочка нашла икону. После молебна икону перенесли в Благовещенский собор, где она прославилась чудесными исцелениями. Донесение о случившемся и список с иконы были отправлены царю, и Иоанн Грозный повелел построить на месте явления женский монастырь. Подробное сказание о чудесах было составлено митрополитом Гермогеном. В 1612 г. с казанским ополчением икона прибыла в Москву, находилась в стане князя Пожарского и стала предметом особого чествования, ей же приписывается освобождение Москвы от поляков, в честь чего был установлен еще одно празднование иконы - 22 октября. Казанская икона стала всероссийской святыней, и многочисленные списки с нее появились в тысячах храмов. В ночь на 29 июня 1904 г. несколько святотатцев ограбили Успенский храм. Грабители были найдены, но икона исчезла бесследно, с чем связывали поражение России на Востоке, в войне с Японией.
По преданию, казанской иконе Божьей матери дана благодать "прозрения ослепших очей".
Икона "Спас Вседержитель" Подокладница. Дерево, масло. Начало XX века. Размер иконы : 14*17 cм
Христос Вседержитель - центральный образ всего христианского искусства. Поясное изображение благословляющего Спасителя со свитком или Евангелием в левой руке относится к числу древнейших и наиболее известных. Вседержитель (греч. Пантократор) выражает основное понятие об Иисусе Христе - Сыне Божием, во всем равному Отцу-Создателю, Владыке и Царю мира. Христос запечатлен в историческом облике, воссозданном по воспоминаниям современников. Бог Слово предстает в человеческой плоти, "облекшийся в храм телесный", этот образ содержит в себе свидетельство о воплощении Сына Божия и о принесенном в мир спасении. Благословляющий жест Христа означает дарование благодати, книга или свиток - знак установления нового закона - "заповедь новую даю вам".
Икона "Святой великомученик Георгий". Дерево, масло. Конец XIX, начало ХХ века. Размеры доски 22*27*2см.
Среди множества икон, украшающих храмы Высоцкого монастыря, особо почитается верующими Чудотворный образ святого великомученика Георгия Победоносца, новгородского письма XV века, который всегда брало в поход Серпуховское ополчение. Если городу грозила опасность нашествия неприятеля, незажженая свеча у этого образа самовозгоралась.Едва ли можно ошибиться, назвав святого Георгия Победоносца одним из самых чтимых святых. Не случайно своим покровителем его нарекли такие разные страны, как Россия, Англия и Грузия (официально последняя из них и именуется страной святого Георгия).
Мы обычно ассоциируем его образ только как лик воителя, и притом - всегда победоносного. Конечно, таким он и был, но прежде всего - он был победоносный участник воинства Христова. Высоко отмеченный императором Диоклетианом как талантливый полководец, святой Георгий не прельстился этим - и резко восстал против гонений на христиан, воздвигнутых императором-язычником. За это он был подвергнут жесточайшим мучениям: огромной тяжести камень клали на грудь, привязывали к колесу, под которым впивались в тело великомученика лезвия. Знамения Небесные укрепляли великомученика в его страданиях за Христа Спасителя. Ими была потрясена - и уверовала в Истинного Бога и сама императрица Александра, ставшая христианкой. Пытки святого великомученика продолжались. Тщетна была и попытка императора соблазнить святого Георгия разделить с ним царскую власть. Тогда император Диоклетиан приговорил его к смертной казни - через усекновение главы.
Икона "Иисус в терновом венце". Размеры: 22*27см
Изображение Христа в терновом венце появляется в русской иконографии в конце 17 века и является заимствованием из католической живописи.
По Преданию, перед казнью, стражники глумились и издевались над Спасителем.
Возложив на его голову терновый венец, они смеялись: "Вот царь иудейский!" Затем, связав руки, его бросили в темницу.
В XVIII-XIX веках в православном мире получила распространение икона - "Иисус Христос в терновом венце". На ней голова Спасителя запрокинута, глаза устремлены к небу.
Впервые подобное изображение появилось в работах знаменитого итальянского художника -живописца и гравера Гвидо Рeни (1575-1642), одного из лучших представителей так называемой болонской школы. Он работал в Риме, Неаполе и Болонье, где возглавлял Художественную академию. Гвидо Рени неоднократно повторял в своих работах лик Спасителя, в том числе с характерным поворотом головы. Созданный им образ получил широкую известность и повсеместное распространение. В качестве названия своей работы Гвидо Рени взял известную фразу из Евангелия, слова Понтия Пилата - "Се, Человек" ("Это Человек"), которые тот произнес, указывая на Христа и обращаясь к собравшимся первосвященникам
Икона "Спас Вседержитель". Подокладница. Дерево, масло, латунный оклад. Конец XIX, начало ХХ века. Размер иконы без киота: 12*14 cм
Христос Вседержитель - центральный образ всего христианского искусства. Поясное изображение благословляющего Спасителя со свитком или Евангелием в левой руке относится к числу древнейших и наиболее известных. Вседержитель (греч. Пантократор) выражает основное понятие об Иисусе Христе - Сыне Божием, во всем равному Отцу-Создателю, Владыке и Царю мира. Христос запечатлен в историческом облике, воссозданном по воспоминаниям современников. Бог Слово предстает в человеческой плоти, "облекшийся в храм телесный", этот образ содержит в себе свидетельство о воплощении Сына Божия и о принесенном в мир спасении. Благословляющий жест Христа означает дарование благодати, книга или свиток - знак установления нового закона - "заповедь новую даю вам".
Икона "Богоматерь Тихвинская". Подокладница, латунный оклад, родной киот. Россия, конец XIX, начало XX века. Размер иконы 11*14 см
Литературной основой иконы послужило "Сказание об иконе Тихвинской Богоматери", содержащее рассказ о чудесном явлении иконы на Руси в 1383г. и перемещении ее в Новгородских землях: сначала около селения Выченицы над р. Оять, затем в местности Кожел над Куковой горой, наконец, на реке Тихвинке, где для сохранения святыни была выстроена Успенская церковь. "Сказания" в XVI веке дополнялись рассказами о последовательном создании трех деревянных церквей, сгоревших во время пожаров, чудесном спасении от огня иконы; о построении каменного храма, о посещении Тихвина великим князем Василием III, приезде в Успенский собор Ивана Грозного в 1547г. за несколько дней до венчания его на царство, устроении на Тихвине монастыря в 1560г.
икона "Богородица Касперовская". Подокладница. Дерево, масло, латунный оклад. Размеры иконы 10,5*15,5см
Касперовская икона Пресвятой Богородицы во время войны 1853 - 1855 годов защитила город Одессу от вторжения неприятельских войск. В память об этом в Свято-Успенском кафедральном соборе каждую пятницу в 7.00 утра совершается акафистное пение перед Чудотворным образом. Его возглавляет правящий архиерей Одесской митрополии в сослужении городского духовенства при огромном стечении богомольцев.
При архиепископе Иннокентии (Борисове) было постановлено "в поучение потомству событие это сделать незабвенным" и праздновать 1(14) октября. Икона признана Святейшим Синодом чудотворной после расследования целого ряда чудес, прославивших ее в 1840 году. До этого образ хранился у помещицы Иулиании Иоанновны Касперовой, которая получила его по наследству как родовую святыню в 1809 году.
Чудотворная икона Богородицы Касперовская была перенесена в одно из сел Ольвиопольского уезда Херсонской губернии из Трансильвании неким сербом в конце XVI века. Переходя в качестве семейной реликвии от родителей к детям, эта икона в 1809 году оказалась у помещицы Касперовой. В феврале 1840 года помещица, которую одно за другим постигали несчастья, долго ночью молилась у иконы и вдруг заметила, что старый и ветхий образ стал как новый, а лики Богоматери и Спасителя просветлели. Божия Матерь изображена держащею на левой руке Предвечного Младенца, у которого в правой руке свиток. Вскоре от иконы стали одно за другим происходить исцеления и много других благодатных чудотворений. К ней со всех волостей стали стекаться страждущие и нуждающиеся.
Икона "Покрова Пресвятой Богородицы". Подокладница. Дерево, масло, латунный оклад. Вторая половина XIX века. Размеры: 27,5*34 см.
Иконография "Покрова Пресвятой Богородицы" связана с легендой о явлении Богоматери Андрею Юродивому в первой половине 10в. в храме Богоматери во Влахернах где, по преданию, хранился мафорий (плащ, покрывающия голову) Богоматери. Однажды, во время богослужения, Андрей увидел входящую в храм Богородицу с Иоанном Предтечей и Иоанном Богословом по сторонам в окружении множества святых в белых ризах. Богородица, сотворив молитву, простерла над присутствующими свой мафорий - как символ защиты города Константинополя от вражеской осады. Легенда о покровительстве Андрею Юродивому, родом скифу, а по русским спискам жития - славянину, переосмысливалась на Руси как заступничество за русский народ.
Икона "Собор Пресвятой Богородицы". Россия, конец XIX века. Дерево, левкас, темпера, золочение. Размеры: 32*37см
Иконография Собора Пресвятой Богородицы иллюстрирует текст рождественской стихиры Иоанна Дамаскина: «Что ти принесем…» и является символическим вариантом иконы «Рождество Христово». Иконография Собора Богоматери имеет сербское происхождение и в русской традиции известна с XIV века.
В центре композиции изображается сидящая на троне Богородица с Младенцем на руках. Её, в соответствии с текстом стихиры, окружают ангелы, пастухи и волхвы: «…каждо благодарение Тебе приносит: Ангели - пение, небеса - звезду, волхви - дары, пастырие - дивление». На иконе также изображают прославляющих Богородицу православных гимнографов и Отцов Церкви.
Икона "Казанская Богородица". Подокладница. Посеребрённый "барочный" оклад, венчик позолочен. Россия, конец 18 - начало 19в. Родной киот с позолоченной рамкой. Размер киота: 34*39см.
Первоначальная чудотворная икона, повторенная потом в тысячах списков, была обретена в Казани в 1579 году, вскоре после завоевания её войсками Ивана Грозного. Чудотворный образ открыла в пепле пожарища, по велению явившейся ей во сне Богоматери, девятилетняя отроковица Матрона со своей матерью, на месте обретения иконы был основан женский монастырь. Вскоре от иконы последовали чудесные исцеления. День обретения образа - 8 июля - стал днюм празднования "Казанскому" образу Богоматери. Второй день празднования - 22 октября 1612 года - благодаря заступничеству "Казанской" иконы москвичам под предводительством Дмитрия Пожарского удалось одержать решительную победу над польскими отрядами, засевшими в Кремле и полностью освободить Москву.
Икона "Спас Вседержитель". Подокладница. Дерево, масло, латунный оклад. Конец XIX, начало ХХ века. Размер доски: 13,5*17,5 cм
Христос Вседержитель - центральный образ всего христианского искусства. Поясное изображение благословляющего Спасителя со свитком или Евангелием в левой руке относится к числу древнейших и наиболее известных. Вседержитель (греч. Пантократор) выражает основное понятие об Иисусе Христе - Сыне Божием, во всем равному Отцу-Создателю, Владыке и Царю мира. Христос запечатлен в историческом облике, воссозданном по воспоминаниям современников. Бог Слово предстает в человеческой плоти, "облекшийся в храм телесный", этот образ содержит в себе свидетельство о воплощении Сына Божия и о принесенном в мир спасении. Благословляющий жест Христа означает дарование благодати, книга или свиток - знак установления нового закона - "заповедь новую даю вам".
Икона "Богоматерь Троеручица", конец XIX, начало XX века, подокладница, латунный оклад. Размеры: 22*27 см
"Богоматерь Троеручица" празднуется 28 июня / 11 июля, в день принесения на Русь в 1661г. списка прославленной древней святыни, пребывавшей на Афоне в Хиландарском монастыре. Предание связывает явление чудотворного образа с далекой эпохой иконоборчества: изображение третьей руки появилось на иконе в ознаменование чудесного спасения святого Иоанна Дамаскина. Богоматерь вернула ему правую кисть руки, отрубленную по навету императора-иконоборца Льва Исавра, и повелела Иоанну "сделать ее тростию скорописца", то есть продолжить угодное ей дело прославления Богоматери и защиты почитания святых икон.
Икона "Спас Вседержитель".Подокладница. Дерево, масло, латунный оклад. Конец XIX века. Размер доски: 25,5*30,5 cм
Христос Вседержитель - центральный образ всего христианского искусства. Поясное изображение благословляющего Спасителя со свитком или Евангелием в левой руке относится к числу древнейших и наиболее известных. Вседержитель (греч. Пантократор) выражает основное понятие об Иисусе Христе - Сыне Божием, во всем равному Отцу-Создателю, Владыке и Царю мира. Христос запечатлен в историческом облике, воссозданном по воспоминаниям современников. Бог Слово предстает в человеческой плоти, "облекшийся в храм телесный", этот образ содержит в себе свидетельство о воплощении Сына Божия и о принесенном в мир спасении. Благословляющий жест Христа означает дарование благодати, книга или свиток - знак установления нового закона - "заповедь новую даю вам
"Смоленская икона Божьей Матери". Подокладница. Дерево, масло, латунный оклад. Конец XIX, начало XX века. Размер иконы 26,0*30,5см.
Икона Пресвятой Богородицы именуемая «Одигитрия-Смоленская» известна на Руси с древнейших времен. При каких обстоятельствах эта икона появилась на Руси не сохранилось достаточно ясных сведений.
Икона Богоматери именуемая «Смоленская» представляет собой список с «Одигитрии-Влахернской», написанной по преданию святым евангелистом и апостолом Лукой. Согласно с церковным преданием однажды Богоматерь, явившись двум слепцам, привела их во Влахернский храм, и поставив их перед Своею иконою, даровала им зрение. С тех пор икону начали именовать «Одигитрия», что в переводе с греческого значит «Путеводительница». Существует также и другое объяснение наименования этой иконы. Согласно одному из сказаний, в котором сообщается, что греческий император Константин Порфирородный (1042-1054 гг.) благословил этою иконою свою дочь Анну, выдавая ее замуж в 1046 году за черниговского князя Всеволода, сына Ярослава Мудрого. Так как эта икона сопровождала царевну Анну при путешествии из Царьграда в Чернигов и сама икона получила наименование «Одигитрия» («Путеводительница»).
"Иверская икона Божьей матери" Подокладница, оклад серебряный, 84 проба. Клеймо "1885г."
Святая икона Иверской Божьей матери, находится в Иверском монастыре с 999 года, что на Афонской горе. Со времени явления и доныне икона пребывает на месте, избранном Самою Богородицею. В документах Иверского монастыря сохраняется подробное сказание о написании этой иконы благочестивыми старцами Афонского монастыря. икон. Московская Иверская а прославлена многими чудесами; все православные христиане имеют к ней благоговение. Божественная Вратарница будет всегда ограждением и покровом первопрестольной столицы. В часовне хранится рукописная книга, в которой записаны многочисленные чудеса, изливавшиеся от милосердия Пресвятой Богородицы всем прибегающим к ней с верою и усердною молитвою
Икона "Святая Анна и преподобная Мария Египетская". Подокладница, оклад серебро 84 пробы, клеймо "1898г".
Анна была младшая дочь священника Матфана из первосвященнического рода Аарона и жена святого Иоакима. По отцу она была из колена Левина, а по матери — из колена Иудина.
Супруги жили в Назарете Галилейском. Несмотря на то, что пара была уже давно жената («пятьдесят лет жили в супружестве»), детей у них не было. Однажды когда первосвященник отказал Иоакиму в праве принести Богу жертву так как он «не создал потомства Израилю», то он удалился в пустыню, где ему явился ангел с вестью, что вскоре его немолодая жена родит дочь. (Данный сюжет калькирует многие другие библейские истории о пожилых бесплодных парах, ср. Авраам и Сарра; Захария и Елисавета, а также рождение пророка Самуила у бездетной Анны). Обрадованный, он решил вернуться домой; обрадованная Анна встретила мужа у Золотых ворот Иерусалима. Благая весть оказалась правдой, Анна зачала и 8 сентября, около 16—15 г до н. э. родила Марию.
Католицизм отмечает в качестве праздника и 8 декабря — день зачатия девы Марии, которое римская-католическая церковь считает непорочным, трактуя это в том смысле, что на Марию не перешёл первородный грех, но отнюдь не в том, чтобы она, подобно Иисусу, была зачата бессеменным образом. (Основная статья Непорочное зачатие Девы Марии). Согласно доктрине францисканцев, зачатие Девы Марии произошло в результате объятия и поцелуя у Золотых Ворот, и это чудо явилось первым актом Божественного Спасения.
Преподобная Мария Египетская (ум.522) – Святая Пустынножительница. Раскаявшаяся блудницапроведшая в египетской пустыне в строгом посте и молитве 48 лет и перед смертью причастившаяся Святых Тайн от преподобного Зосимы. Своими покаянными подвигами она обрела Великую благодать у Господа. Память Святой – 1/14 апреля и на пятой неделе Великого поста.
Изображённые